Что такое, это сообщество… например, FOSS???

Меня часто расспрашивают о программном обеспечении с открытым исходным кодом
и о том, как с помощью этого ПО можно зарабатывать деньги, учитывая,
что оно распространяется бесплатно.  Мой ответ состоит из двух простых
слов: “бизнес-модель“.

Открытое ПО имеет свои лицензионные условия, и получение выгоды
является частью этой бизнес-модели.  Проведя почти три года на разных
ролях в мире ПО с открытым исходным кодом, я старался объяснить это
различными способами, стремясь к тому, чтобы слушатели ухватили суть
концепции, не скатившись к мифам.

В последнее время для описания ПО с открытым исходным кодом я использую аналогию с популярными франчайзами Главной лиги бейсбола (МЛБ, Major League Baseball), пользователями которых некоторые из нас являются.  Возьмем, для примера, команду “Бостон Рэд Сокс” (Boston Red Sox).
Бесспорно, это одна из самых успешных бейсбольных команд в мире,
особенно после того, как в 2002 году её приобрел Джон В. Генри (John W. Henry).

Аналогию можно проводить с любой другой командой, но я выбрал Red Sox, поскольку она широко представлена, известна
и имеет вес во всем мире – т.е. обладает всеми теми качествами, которые
характерны и для ПО с открытым исходным кодом.  Если вы, как и я,
живете в Бостоне, то не понаслышке знаете, что приобретение билетов на
любой домашний матч команды – довольно дорогое удовольствие.  Кроме
того, попав на стадион, вы увидите, что он разделен на сектора в
зависимости от того, какой доход Red Sox приносят (и, соответственно,
сервис получают) сидящие в них посетители:

Для
тех, кто готов платить деньги, существует широчайший выбор услуг. Место
под открытым небом на одну игру стоит 26 долларов США, в то время как
самый дешевый билет на арене Окленда (Oakland Athletics) обойдется в 9 долларов… вот что я имею в виду, когда говорю о присутствии и влиянии сообщества.   Фенвей Парк (Fenway Park),
домашний стадион Red Sox – это гигантская машина, генерирующая огромный
доход как за счет продажи билетов на матчи, так и за счет выдачи
разрешений на торговлю продуктами, продажи товаров, реализации прав на телетрансляции и приверженности.

Теперь
давайте поговорим о подавляющем большинстве, которое не считает
необходимым тратить деньги на Red Sox, или вовсе не имеют такой
возможности.  Во всем мире огромное число людей является поклонниками
Red Sox.  Чтобы быть фанатом Red Sox, не обязательно тратить деньги –
это только ваше вовлечение в сообщество Red Sox.  Вы можете совершенно
бесплатно смотреть матчи, следить за игрой команды, поддерживать и
сопереживать Red Sox сидя перед телевизором, воспользовавшись радио или
свободными интернет-трекерами, или просто просматривая таблицы результатов в газетах.  Для Red Sox важны все поклонники, независимо от места, занимаемого ими в бизнес-модели в данный момент.  А сама подписка
за участие в сообществе доступна для каждого поклонника, и зависит от
желаемого им уровня сервиса.  Некоторые истинные фанаты Red Sox
являются таковыми и пользуются сервисом на протяжении многих лет.
Главным является то, что поклонники (сообщество) имеют возможность,
постоянно меняясь, платить или не платить деньги – это уже зависит от
их личных обстоятельств.  Любители бесплатно смотреть игры по
телевизору составляют часть сообщества, рассчитывать на существенный
доход от которой не приходится, а поклонники, платящие значительные
суммы за посещение стадиона, формируют основной поток доходов Red Sox.
Но, в конце концов, и тот и другой тип поклонников являются “клиентами”
Red Sox, и Red Sox, исходя из коммерческой выгоды, заботится о
потребностях всего широчайшего диапазона своих сторонников.

Разумеется, Red Sox хотят расширить свою фанатскую базу настолько, насколько это возможно, включая все слои населения.  Например, вон та 11-летняя девочка в розовой бейсболке Red Sox,
сидящая на приставных местах со своим отцом – может быть в будущем она
станет президентом компании, входящей в список Fortune 500. И
когда-нибудь её компания захочет выкупить корпоративную ложу
на стадионе Фенвей Парк.  Для Red Sox очевидно, что рано или поздно
сегодняшние юные фаны станут взрослыми поклонниками Red Sox, и, скорее
всего, принесут доход команде.  Вы можете увидеть множество ярых
поклонников «Бостон Рэд Сокс» на выездных играх команды на бейсбольных
полях Тампы, Балтимора, Нью-Йорка, Окленда, Торонто и Кливленда.

Модель
Red Sox работает для всех поклонников, имеющих время и/или деньги, но
несомненно, что Red Sox добился успехов, “выращивая” собственных
фанатов по всему миру и предоставляя своему сообществу продукт высочайшего класса.  Поэтому, когда вы размышляете о программном обеспечении с открытым исходным кодом, подумайте о Red Sox, а также о opensolaris, openoffice, eclipse,
ubuntu, mysql, java, opensuse, glassfish, redhat, apache
и т.д. и о самом крупном в мире распространителе ПО с открытым исходным
кодом.  Выбор за вами – выберите команду и сообщество, которое считаете
нужным.  Разработчики из многих FOSS-сообществ соберутся вместе в июне
этого года на CommunityOne West.  Щелкните по ссылке, если хотите зарегистрироваться.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s